РУС
ENG
DEU
FR
 
 
Поиск
Карта
сайта
 
 
 
 

Прославление иеросхимонаха Симеона (Желнина) Псково-Печерского, священномучеников иерея Александра и диакона Владимира Псковских.

1 апреля 2003 года в обители произошло знаменательное событие - прославление в лике святых старца иеросхимонаха Симеона (Желнина † 1960).

Слово Наместника Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря Архимандрита Тихона.

ХХ век в Псково-Печерской обители был отмечен житием и подвигами многих подвижников благочестия, которые бережно сохраняли традиции старческого окормления, были молитвенниками, несли тяжелый крест служения Богу и ближним, являясь для своих духовных детей чадолюбивыми отцами. Более 60 лет таким духовным отцом, истинным светильником был в Псково-Печерской обители иеросхимонах Симеон (Желнин, 1869-1960). Это был и духовный наставник, и просветитель, и многозаботливый утешитель “страждущих и обременных” людей. Он полностью пребывал в общецерковной отечественной традиции. Такой осмотрительностью, мягкостью и отзывчивостью, требовательностью к послушанию отличались и знаменитые оптинские старцы.

Благодарным чувством искренней признательности старцу исполнены рассказы самых разных людей – образованных и малограмотных, мудрых и простых. Любили отца Симеона все, потому что он питал нищих, помогал советами инокам, скорбел о “неверах”, находил убедительные слова о вере и смысле христианской жизни для каждого. Все чувствовали силу его провидческой мудрости и любви. Жизнь его была полностью отдана Богу и людям.

На Духовном Соборе 2000 года Наместником Псково-Печерского монастыря архимандритом Тихоном было предложено начать деятельность по канонизации в лике святых старца Симеона. Духовный Собор во главе с Высокопреосвященнейшим Евсевием, Архиепископом Псковским и Великолукским, Свято-Успенской Псково-Печерской обители Священноархимандритом, благословил начать собирать материалы для канонизации иеросхимонаха Симеона. Три года продолжалась работа по собиранию чудес. Комиссией по канонизации во главе с Митрополитом Ювеналием были запрошены новые подтверждения почитания старца Симеона, его благодатная помощь по молитвам обращающихся к нему.

Комиссией материалы были переданы на рассмотрение Святейшему Патриарху Алексию II. Святейший Патриарх благословил причислить к лику местночтимых святых преподобного Симеона Псково-Печерского.
Одновременно были собраны материалы о священномучениках – клириках Псковской епархии: протоиерее Александре Любимове и диаконе Владимире Двинском.

Священник Александр Любимов и диакон Владимир Двинский – первые святые, прославляемые ныне в Соборе новомучеников и исповедников Российских XX столетия от Псковской епархии. Они были одними из первых, кто пострадал на Псковской земле в гонениях от богоборческой власти, начавшихся в 1918 году.

Благословением архиепископа Евсевия была назначена дата прославления – 1-е апреля 2003 г. в день памяти преподобной матери Вассы Псково-Печерской и в день архиерейской хиротонии Архиепископа Евсевия.
Накануне, 31-го марта, состоялась малая вечерня с чином акафиста преподобной Вассе, затем торжественное Всенощное бдение с служением сонма архипастырей во главе с Архиепископом Евсевием. Ему сослужили архиепископ Лев Новгородский и Старорусский, архиепископ Виктор Тверской и Кашинский, архиепископ Сергий Тернопольский и Кременецкий, епископ Меркурий Зарайский, епископ Иоанн Йошкар-Олинский.

По окончании Всенощного бдения братским духовником архимандритом Таврионом была отслужена последняя панихида в Сретенском храме, где была приготовлена гробница с останками старца Симеона.

На другой день, 1-го апреля, совершались две Божественные литургии: ранняя – в Успенском соборе в 7 часов утра и поздняя – с чином прославления преподобного Симеона в 9.30 в Михайловском соборе.

По облачении была отслужена последняя заупокойная лития о приснопамятном старце Симеоне. На Божественной литургии по Входе архиепископ Евсевий Псковский и Великолукский зачитал Деяние о канонизации преподобного иеросхимонаха Симеона Псково-Печерского, местночтимого святого Псковской Епархии.

Деяние о канонизации преподобного иеросхимонаха СИМЕОНА Псково-Печерского (†1960г.), местночтимого святого Псковской епархии

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Две тысячи лет назад в мир пришел Господь наш Иисус Христос. С этого момента для человечества начинается новая эпоха освящения, спасения и преображения мира.

Тысячу лет назад Древняя Русь приняла учение Христово. И с тех пор во всех пределах нашей земли воссияла Святая Православная вера, помогающая народу нашему «обрести бесценный бисер Христа», воздвигающая по всей Руси святые Божие храмы и святые обители, содействующая просвещению, освящению и обновлению человеческих душ и сердец.

Ныне Псковская земля благочестно возвещает и прославляет радостное и духовное торжество Веры Православной на ней. Сонм Псковских святых – благоверные князья, преподобные, пустынножители, блаженные, Христа ради юродивые, святители, мученики и праведные являются ныне молитвенными предстателями о своих земных сродниках и родном Отечестве.

Продолжателем их дела на Псковской земле явился новый подвижник благочестия, молитвенник и чудотворец иеросхимонах Псково-Печерского Свято-Успенского монастыря Симеон (†1960). Посему, изучив житие, чудеса, труды и подвиги преподобного иеросхимонаха Псково-Печерского Симеона, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II мною с благословением

определяется:

1. Причислить иеросхимонаха Симеона Псково-Печерского к лику местночтимых преподобных святых Псковской епархии, отмечая следущие его добродетели:

–благочестивая и праведная жизнь, проведенная в высоком смирении, молитве, посте и послушании;

–милость в отношении страждущих и помощь ищущим спасения;

–чудотворения и исцеления, происходящие от иеросхимонаха Симеона Псково-Печерского, бывшие как при его жизни, так и после кончины.

2. Телесные останки преподобного иеросхимонаха Симеона, покоящиеся в Псково-Печерском Свято-Успенском монастыре, считать отныне святыми мощами и воздавать им должное церковное поклонение.

3. Празднование церковной памяти сему угоднику Божию установить в следующие дни по юлианскому календарю:
5 января – день его блаженной кончины;

19 марта – день его церковного прославления.

4. Службу преподобному иеросхимонаху Симеону Псково-Печерскому составить особую, а до времени составления таковой, после дня прославления его, отправлять общую, по чину преподобных.

5. Писать новопрославленному святому честную икону для поклонения и чествования, согласно правилам VII Вселенского Собора.

6. Напечатать житие преподобного иеросхимонаха Симеона Псково-Печерского для назидания и наставления чад церковных.

7. О сей благой и благодатной радости прославления нового святого возвестить священнослужителям, монашествующим и всей пастве Псковской епархии.
По молитвенному предстательству святого иеросхимонаха Симеона Псково-Печерского да ниспошлет Господь милость Свою всем с верою и любовию призывающим имя сего угодника Божия. Аминь.

Божией милостью смиренный Евсевий Архиепископ Псковский и Великолукский.


По окончании чтения Деяния был пропет тропарь преподобному Симеону, кондак и величание. В этот момент Архиепископ Евсевий на кафедре осенил молящихся иконою преподобного.

После этого было зачитано Деяние о канонизации священномучеников иерея Александра Любимова и диакона Владимира Двинского.


Деяние о канонизации священномучеников иерея Александра (†1918г.) и диакона Владимира (†1918г.).

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

На исходе второго христианского тысячелетия, когда мир праздновал Юбилей Боговоплощения, 2000-летия Христианства, Русская Православная Церковь принесла Христу плод своих голгофских страданий – великий сонм святых мучеников и исповедников Российских XX века.

“В наши смутные дни явил Господь ряд новых страдальцев,– писал святой Патриарх Российский и исповедник Тихон,— если пошлет нам Господь испытание гонений, уз, мучений и даже смерти, будем терпеливо переносить все, веря, что не без воли Божией совершится это с нами и не останется бесплодным подвиг наш, подобно тому, как страдания мучеников христианских покорили мир учению Христову”.

Боголюбивая Полнота Русской Православной Церкви благоговейно хранит святую память о жизни, подвигах исповедничества святой веры и мученической кончине иерархов, священнослужителей, монашествующих и мирян, вместе с Царской Семьей засвидетельствовавших во время гонений свою веру, надежду и любовь ко Христу и Его Святой Церкви даже до смерти и оставивших о себе грядущим поколениям христиан свидетельство о том, что “живем ли – для Господа живем; умираем ли – для Господа умираем” (Рим. 14, 8).

Они были служителями животворящего Духа, явившими духовную силу Церкви в испытаниях недавнего прошлого, и мы не можем предать забвению их подвиг веры, ибо они во всем явили “себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами, в темницах и изгнаниях».

Рассмотрев церковное Предание и мученические акты о подвигах новомучеников и исповедников Российских XX века, которым было “дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него” (Флп. 1, 29), освященный Архиерейский Собор единомысленно определил:

–Прославить для общецерковного почитания в лике святых Собор новомучеников и исповедников Российских XX века, поименно известных и доныне миру не явленных, но ведомых Богу. И на основании постановления Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ II и Священного Синода Русской Православной Церкви от 26 декабря 2002 года (журнал № 86) включаются в Собор новомученников и исповедников Российских XX века имена подвижников в лике священномучеников от Псковской Епархии:

–священника Александра Любимова, годы его жизни 1884 -1918г.г.,

–диакона Владимира Двинского, годы его жизни 1858 - 1918 г.г.

Эта честная двоица были одними из первых, кто пострадал на Псковской земле от начавшихся в 1917 году гонений. Являясь клириками нашей епархии, они долгое время служили вместе на одном приходе – в церкви Ильи Пророка погоста Полонск, Карамышевской волости Псковского района. Замечателен и тот факт в их жизни, что оба они были выходцами того же погоста. Рождение, детские годы, служение в Церкви, наконец, мученическая кончина – все это протекало в их единой жизни в одном месте.

Совместное многолетнее служение связало их узами духовного родства, и не случайно, что промыслом Божиим им суждено было прославить Христа мученической кончиной в один день: они были расстреляны 14 сентября 1918 года.

Их земное предстояние пред Богом, завершившееся столь славным мученическим подвигом, оставлено нашему времени как некое завещание о необходимости совершать свое служение Церкви Христовой в духе мира, любви и единодушия, а также как подтверждение неложных слов Спасителя, сказавшего: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них».

Посему изучив житие, труды и мученическую кончину священномучеников иерея Александра и диакона Владимира, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II мною с благословением

определяется:

1. Причислить священномучеников иерея Александра
(†1918) и диакона Владимира (†1918) к лику святых новомучеников и исповедников Российских.

2. Честные останки их оставить до времени в том состоянии и положении, как они есть в настоящее время.

3. Празднование церковной памяти этих священномучеников установить в следующие дни по юлианскому календарю:
1 сентября – день их мученической кончины; 19 марта – день их церковного прославления.

4. Службу священномученикам иерею Александру и диакону Владимиру составить особую, а до времени составления таковой, после дня их прославления, отправлять общую, по чину священномучеников.

5. Писать новопрославленным священномученикам честную икону для поклонения и чествования, согласно правилам VII Вселенского Собора.

6. Напечатать житие священномучеников иерея Александра и диакона Владимира для назидания и наставления чад церковных.

7. О сей благой и благодатной радости прославления новых священномучеников возвестить священнослужителям, монашествующим и всей пастве Псковской епархии.

Предстательством и молитвами ныне прославляемых наших святых земляков, предстоящих пред Престолом Божиим и молящихся за наш многострадальный народ, за Русскую Церковь, за землю нашу Псковскую и за всю нашу возлюбленную Отчизну, да укрепит Господь веру православных христиан и ниспошлет всем нам Свое благословение. Аминь.

Божией милостью смиренный Евсевий Архиепископ Псковский и Великолукский.


По окончании чтения Деяния заслуженными протоиереями отцом Петром и отцом Виктором из алтаря была изнесена на кафедру икона новопрославленных священномучеников и совершено осенение молящихся.

Затем продолжилась Божественная литургия, возглавляемая архиепископом Евсевием Псковским и Великолукским, Свято-Успенской Псково-Печерской обители Священноархимандритом. По окончании Литургии начался торжественный молебен с перенесением мощей прп. Симеона из Михайловского Собора на место их установления в Сретенский храм. Радостно светило весеннее солнце. Несколько тысяч паломников с сияющими радостью лицами совершали крестный ход.

Была остановка и осенение крестом у храма святителя и чудотворца Николая, перед святым колодцем и на Успенской площади. Затем мощи были внесены в Сретенский храм, где продолжился молебен, совершено было чтение Евангелия и молитвы преподобному. После этого многочисленный собор священноиноков и священников пропели “Ублажаем...” преподобному Симеону и мощи его были установлены в гробнице с правой стороны от солеи в Сретенском храме.

По окончании молебна были провозглашены уставные многолетия, и со словом к молящимся обратился Высокопреосвященнейший Евсевий, Архиепископ Псковский и Великолукский.

В своем слове он сказал о важном значении ныне совершившегося события – причисления к лику святых преподобного старца Симеона и новомучеников Александра и Владимира.

Их жития являются ярким благодатным светом, просвещающим жителей Псковской области, насельников Псково-Печерской обители и многочисленных паломников. Их пример будет вдохновлять на молитвенный подвиг и служение ближнему каждого приходящего к ним.

С приветственным словом к Владыке обратился архиепископ Лев Новгородский и Старорусский. В своем слове он отметил плодотворное 19-летнее служение архиепископа Евсевия в архиерейском сане в Алма-Атинской, Самарской и Псковской епархиях.

Затем с приветственным словом обратился епископ Меркурий Зарайский. Он отметил трудности архиерейского служения, а также о той духовной радости, который испытывает Архиепископ Евсевий в сегодняшний день — в день 10-летия служения на древней Псковской кафедре.

От лица священнослужителей Псковской епархии и братии Псково-Печерского монастыря с приветственным словом к Владыке Евсевию обратился Наместник архимандрит Тихон, который в своем слове отметил плодотворное служение архиепископа Евсевия на Псковской кафедре. Были названы вновь открытые монастыри и Псковское Духовное училище, иконописная Мирожская школа, а также отмечено усилие, которое прилагает Владыка для соблюдения церковного мира.

В заключение были сказаны слова старца Силуана Афонского о высоте Епископского служения:

“Братья, пребудем в послушании нашим пастырям, и тогда будет общий мир, и Господь Духом Святым пребудет со всеми нами. Великое лицо – иерей, служитель у Престола Божия. Кто оскорбляет его, тот оскорбляет Духа Святого, живущего в нем. Что же сказать о епископе? Епископам дана великая благодать Святого Духа; они поставлены выше всех; они, как орлы, восходят на высоту и оттуда зрят бесконечное пространство, и разумом богословия пасут стадо Христово. Дух Святой, сказано, поставил в Церкви епископов пасти стадо Господне (Деян. 20, 28); и если бы люди понимали это, то любили бы пастырей до великой любви, и радовались бы душою при виде пастыря. Кто носит в себе благодать Святого Духа, тот знает, о чем я говорю.” (Афонский Патерик, Часть 2, изд. 2002 г. стр. 515).

После отпуста любительский хор Псково-Печерской обители исполнил хвалебную песнь святителя Амвросия Медиоланского “Тебе Бога хвалим...”. Молящимся были подарены святые образы вновь прославленных святых. Так завершилось событие прославления преподобного Симеона Псково-Печерского, и новомученика иерея Александра (Любимова) и новомученика диакона Владимира (Двинского).

Более 150 лет не совершалось прославление святых Псково-Печерской обители, хотя много было подвижников, которые своею святостью свидетельствовали о славе Божией. В прославлении старца Симеона мы прославляем Триединого Бога и Его силу, могущество, любовь и утешение для всех, обращающихся к новопрославленным святым за молитвенным предстательством перед Святой Троицей. Не будем искать иного утешения и помощи в жизни, как только помощи святых мучеников и преподобных, которые являются друзьями Божиими, нашими ходатаями и помощниками во всех случаях нашей жизни.

Служение преподобного Симеона Псково-Печерского и священномучеников Александра и Владимира получило особое поле деятельности, которое распространяется на всю Русскую Православную Церковь.

Величаем, величаем вас, священномученики Александре и Владимире, и чтим честная страдания ваша, яже за Христа претерпели есте!

Ублажаем, ублажаем тя, преподобне отче Симеоне, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов!